14 февраля 2004 года произошло обрушение крыши аквапарка «Трансвааль-парк» в Москве. В тот момент в здании находилось примерно 400 человек. Следствием рассматривались четыре основные версии обрушения крыши: нарушение в проектировании здания, ошибки при строительстве, неправильная эксплуатация либо подвижка грунта, на котором был возведен «Трансвааль».
17 августа 2009 года произошла промышленная техногенная катастрофа – авария на Саяно-Шушенской ГЭС. По результатам расследования Парламентской комиссии, в «Итоговом докладе парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года», причины аварии сформулировала следующим образом:
- «Авария на СШГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции».
- «Не был должным образом организован постоянный контроль технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом (что должно предусматриваться инструкцией по эксплуатации гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, утверждённой главным инженером СШГЭС от 18.05.2009 г.). Основной причиной аварии стало непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснения причин вибрации».
Для решения задач предупреждения развития ЧС, а при возникновении таковых – для быстрого и оперативного реагирования в 2005 году федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) ФГУ ВНИИ ГОЧС был разработан и утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р как обязательный к применению ГОСТ Р 22.1.12-2005 - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования» (СМИС).
СМИС включает в себя:
1. подсистему сбора данных и передачи сообщений СМИС (ССП СМИС) для контроля состояния инженерных систем объекта;
2. подсистему мониторинга инженерных (несущих) конструкций (СМИК);
3. подсистему управления в кризисных ситуациях (СУКС) для связи подразделений спецслужб при ЧС.
За прошедшие 9 лет данный стандарт наделал очень много шума, вызывал спор в самых уважаемых кругах, как среди Заказчиков так и среди проектных организаций. Компании, которые встали у истоков по созданию СМИС, тут же получили статус «аффилированных», а к СМИС в целом стали относиться как к системе, основной задачей которой является вытягивание дополнительного финансирования на создание никому не нужной системы.
Сегодня про СМИС не знает только ленивый проектировщик, а за проектирование СМИС берутся компании которые только прочитали ГОСТ Р 22.1.12-2005, но по факту даже не представляют как СМИС должна работать, и какую реальную пользу от данной системы можно получать, что приводит к ситуациям, когда деньги освоены, система не работает, а по проектам «горе компаний» её просто невозможно смонтировать.
В 2014 году в интернете появился новый тематический ресурс «СМИС Эксперт», основной задачей которого стало собрать всех людей, касающихся темы создания СМИС, поделиться своим уникальным опытом, собрать все нормативные документы по созданию СМИС, а, главное, помочь потенциальным Заказчикам найти профессиональных Подрядчиков для выполнения всех видов работ по созданию СМИС, от проектирования до эксплуатации СМИС.
На форуме Smis-Expert.ru в свободном обсуждении участвуют ведущие специалисты Российской Федерации в области создания СМИС, имеющие уникальный практический опыт реализации. СМИС – Отечественная разработка, которая не имеет аналогов в мире, и мы надеемся, что, несмотря на трудности, система продолжит развиваться.
17 августа 2009 года произошла промышленная техногенная катастрофа – авария на Саяно-Шушенской ГЭС. По результатам расследования Парламентской комиссии, в «Итоговом докладе парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года», причины аварии сформулировала следующим образом:
- «Авария на СШГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции».
- «Не был должным образом организован постоянный контроль технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом (что должно предусматриваться инструкцией по эксплуатации гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, утверждённой главным инженером СШГЭС от 18.05.2009 г.). Основной причиной аварии стало непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснения причин вибрации».
Для решения задач предупреждения развития ЧС, а при возникновении таковых – для быстрого и оперативного реагирования в 2005 году федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) ФГУ ВНИИ ГОЧС был разработан и утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р как обязательный к применению ГОСТ Р 22.1.12-2005 - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования» (СМИС).
СМИС включает в себя:
1. подсистему сбора данных и передачи сообщений СМИС (ССП СМИС) для контроля состояния инженерных систем объекта;
2. подсистему мониторинга инженерных (несущих) конструкций (СМИК);
3. подсистему управления в кризисных ситуациях (СУКС) для связи подразделений спецслужб при ЧС.
За прошедшие 9 лет данный стандарт наделал очень много шума, вызывал спор в самых уважаемых кругах, как среди Заказчиков так и среди проектных организаций. Компании, которые встали у истоков по созданию СМИС, тут же получили статус «аффилированных», а к СМИС в целом стали относиться как к системе, основной задачей которой является вытягивание дополнительного финансирования на создание никому не нужной системы.
Сегодня про СМИС не знает только ленивый проектировщик, а за проектирование СМИС берутся компании которые только прочитали ГОСТ Р 22.1.12-2005, но по факту даже не представляют как СМИС должна работать, и какую реальную пользу от данной системы можно получать, что приводит к ситуациям, когда деньги освоены, система не работает, а по проектам «горе компаний» её просто невозможно смонтировать.
В 2014 году в интернете появился новый тематический ресурс «СМИС Эксперт», основной задачей которого стало собрать всех людей, касающихся темы создания СМИС, поделиться своим уникальным опытом, собрать все нормативные документы по созданию СМИС, а, главное, помочь потенциальным Заказчикам найти профессиональных Подрядчиков для выполнения всех видов работ по созданию СМИС, от проектирования до эксплуатации СМИС.
На форуме Smis-Expert.ru в свободном обсуждении участвуют ведущие специалисты Российской Федерации в области создания СМИС, имеющие уникальный практический опыт реализации. СМИС – Отечественная разработка, которая не имеет аналогов в мире, и мы надеемся, что, несмотря на трудности, система продолжит развиваться.